Рисунок 1 – Формирование молекулярного слоя на поверхности металла
Эффективность применения присадки к маслам М-10Г2 и М-10В2 на двигателях Д-240 тракторов МТ3-80/82 определялась путем стендовых и эксплуатационных испытаний [4].
Целью исследований являлось определение эффективности применения присадки для улучшения эксплуатационных характеристик двигателя. Эффективность применения присадки составила:
Для определения зависимости эффективности присадки от времени и продолжительности ее действия были проведены сравнительные испытания на автомобиле ВАЗ-2105. Присадка вводилась в картер двигателя, коробку передач и задний мост после предварительной замены старых масел и одной промывочной заправки.
Методика и программа испытаний:
Результаты испытаний представлены в таблицах 1, 2 [5].
Таблица 1 – Результаты испытаний присадки на автомобиле ВАЗ-2105 на топливную экономичность и скоростные свойства на роликовом стенде и в режиме эксплуатации.
Номер опыта | Пробег автомобиля, км | Расход топлива в городском цикле, л/100 км | Осредненный расход топлива при постоянной скорости, л/ч | Время разгона, сек | Выбег, сек |
1 | контрольный | 9,53 | 3,28 | 28,0 | 27,72 |
2 | 30 | 8,44 | 3,1 | 27,3 | 28,53 |
3 | 500 | 8,63 | 2,99 | 27,5 | 28,84 |
4 | 1000 | 8,50 | 3,05 | 27,5 | 29,0 |
5 | 1500 | 8,38 | 3,12 | 27,5 | 29,3 |
6* | 6300 | 8,18 | 2,57 | - | - |
7* | 11000 | 8,01 | 2,50 | - | - |
Таблица 2 – Результаты измерения компрессии в цилиндрах двигателя, кг/см2.
Номер цилиндра | Пробег, км | |||||
0 | 30 | 500 | 1500 | 6300 | ||
Первый | 8,5 | 10,2 | 10,6 | 10,5 | 10,7 | |
Второй | 11,0 | 10,7 | 11,1 | 11,2 | 11,0 | |
Третий | 10,8 | 9,8 | 10,5 | 10,4 | 10,7 | |
Четвертый | 9,6 | 10,5 | 10,7 | 10,3 | 10,5 | |
Среднее значение по цилиндрам | 10,0 | 10,3 | 10,7 | 10,6 | 10,7 |
Таким образом, установлено, что использование наноприсадки, действие которой заключается в формировании молекулярного слоя на поверхностях трения, улучшает эксплуатационные характеристики двигателей:
Improved engine performance with the use of nanotechnology.
The investigation of the effectiveness of nanoadditives to improve engine performance by forming a molecular film on friction surfaces.
S.M. Gaydar ,PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, V.N. Svechnikov, graduate student.
(The FederalStateEducationalInstitutionoftheHigher ProfessionalEducation “MoscowStateAgro-engineering University named after V.P. Goryachkin”, Moscow City, (499) 978-64-46, [email protected])
Keywords: nanoadditives, surface-active molecules, engine performance, the boundary and hydrodynamic friction.