Рисунок 1 – Зависимость краевого угла смачивания от концентрации «Модификатора»
Как следует из приведенных на рисунке данных, при концентрации «Модификатора» 0,5÷1,0% происходит образование насыщенного молекулярного слоя.
Оценка прочности молекулярных пленок проводилась в соответствии с методикой НИИЧаспрома по величине краевого угла смачивания капли масла МН-60 ГОСТ 8781-71.
Результаты измерения краевых углов смачивания представлены в табл.1
Таблица 1 - Результаты измерения краевых углов смачивания.
Краевой угол смачивания Θ, среднее значение угла смачивания Θср., изменение угла смачивания ΔΘ, град.
Непосредственно после нанесения пленки | После промывки | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | После 5-ой промывки | ||
Θср | Θср | Θср | Θср | Θср | Θср | ΔΘ | |
50,6 | 49,7 | 52,9 | 54,9 | 48,7 | 49,6 | -1 |
После 5-ти промывок угол практически не изменился, что свидетельствует о прочности молекулярной пленки.
Оценка влияния «Модификатора» на пусковые качества ДВС при отрицательных температурах заключалась в определении предельной температуры пуска дизельного и карбюраторного двигателей, а также величины тока в цепи стартера.
В качестве объектов испытаний были использованы силовые агрегаты автомобилей ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130.
Испытания проводились в соответствии с требованиями отраслевого стандарта ОСТ 37.001.052 87 «Требования к пусковым качествам автомобильных двигателей», инструкцией по эксплуатации автомобилей ЗИЛ-4331, ЗИЛ-130 и на основе рекомендаций производителя ЗАО «Автоконинвест» по вводу «Модификатора» в масла двигателей и трансмиссий.
В качестве моторного и трансмиссионного масел использовались товарные сорта, рекомендованные инструкциями по эксплуатации автомобилей в зимний период.
Для дизельного двигателя:
- моторное масло М8 Г2К;
- трансмиссионное масло ТСп-15К;
Для карбюраторного двигателя:
- моторное масло М6з/12В;
- трансмиссионное масло ТСп-14.
Испытания проводились в низкотемпературной камере.
Пуск дизельного двигателя проводился, от двух аккумуляторных батарей 6СТ-190 ТР заряженных на 75 % от номинальной емкости.
Пуск карбюраторного двигателя проводился от одной аккумуляторной батареи 6CT-90 заряженной на 75% от номинальной емкости.
Питание дизеля осуществлялось товарным зимним топливом марки «ДЗ», карбюраторного двигателя - товарным бензином А-76.
Система охлаждения двигателей заправлялась тосолом А-40.
Испытания проводились в три этапа.
I этап:
Проверка пусковых качеств испытуемых двигателей: дизельного при температуре -12°С (в соответствии с ОСТ.37.006052-87), карбюраторного при -15°С (в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130, т.к. двигатель разработан и поставлен на производство до выхода данного ОСТа).
II этап:
Заливка в моторное и трансмиссионное масло «Модификатора» в количествах: 0,5 %.
Двигатели и КПП предварительно были прогреты до рабочих температур.
Обкатка двигателей на стенде в объеме 10 часов, причем обкатка дизеля производилась при его работе на холостом ходу, обкатка карбюраторного двигателя производилась от электробалансирной машины.
III этап:
Определение предельной температуры пуска двигателей после ввода «Модификатора» и производства обкатки.
Контролируемые параметры при испытаниях:
- температура окружающего воздуха в холодильной камере, °С;
- температура охлаждающей жидкости, °С;
- температура масла в поддоне двигателя, °С;
- температура масла в КПП, °С;
- температура электролита аккумуляторных батарей, °С;
- температура стенки цилиндра двигателя, °С;
- частота вращения двигателя стартером при пуске, об/мин;
- ток в цепи стартера, А.
Для измерения контролируемых параметров использовались:
- подсистема измерения температуры:
тип 3487, фирма «YEW», способ измерения - хромель-копелевые ТХК-термопары; предел измерения: - 60÷ +150°С; точность измерения: ± 0,1°С;
Список термопар:
Т1 - охлаждающая жидкость;
Т3 - масло в поддоне двигателя;
Т5 - электролит аккумуляторных батарей;
Т7 - воздух в объеме холодильной камеры;
Т9 - стенка цилиндра двигателя.
Перед проведением испытаний все температуры выравнивались с точностью до 1 ÷ 1,5С;
- подсистема измерения частоты вращений двигателя и тока в цепи стартера: осциллограф Fotokorder 2932, индуктивный датчик, шунт 1000А.
Расчет времени (t), частоты вращения двигателя (n) и тока стартера (Iст) по ленте осциллографа производились по тарировочным формулам:
t = 0,6666 сек х 1 см (по оси абс.)
n = 20 об/мин х 1 мм (по оси орд.)
Iст = 60А х 1 см (по оси орд.)
Все приборы и датчики были предварительно оттарированы и отвечали
метрологическим требованиям.
Результаты испытаний дизельного двигателя ЗИЛ-645представлены на рис. 2-5.
Пуск двигателя без применения универсального модификатора производился при температурном состоянии холодильной камеры и двигателя, указанном на рис. 2.
Рисунок 2 – Фрагменты осциллограмм пуска дизельного двигателя
ЗИЛ-645 без применения «Модификатора» при температуре воздуха -12,4°С.
Скорость прокрутки двигателя стартером составила 152-157 об/мин, ток стартера составил 537А, двигатель пустился на первой попытке (рис. 2).
Скорость прокрутки двигателя стартером после введения «Модификатора» и обкатки при температуре -12°С увеличилась до 180 об/мин при практически не изменившемся токе стартера – 530А. Пуск двигателя при данной температуре не производился (рис. 3)
Рисунок 3 – Фрагменты осциллограмм прокрутки дизельного двигателя
ЗИЛ-645 стартером после введения «Модификатора» и обкатки при температуре воздуха -13,5°С.
При температуре -17°С была произведена попытка пуска. Двигатель пустился на первых секундах стартования, при этом частота его вращения стартером составила 150 об/мин, максимальный ток стартера – 555А, при появлении активных вспышек значение тока – 488А с дальнейшим падением.
Уменьшение частоты вращения двигателя с возрастанием тока произошло из-за повышения, под влиянием температуры, вязкости масла и снижения стартовой емкости аккумуляторных батарей (рис. 4).
Рисунок 4 – Фрагменты осциллограмм пуска дизельного двигателя
ЗИЛ-645 после введения «Модификатора» и обкатки при температуре воздуха -17°С.
При температуре -20°С двигатель пустился на 19-й секунде стартования и достаточно быстро вышел на работу по всем цилиндрам, при этом частота вращения составила 140 об/мин, ток – 564А (рис. 5).
Рисунок 5 – Фрагменты осциллограмм пуска дизельного двигателя
ЗИЛ-645 после введения «Модификатора» и обкатки при температуре воздуха -20°С.
Таким образом введение «Модификатора» в моторное масло дизельного двигателя и в трансмиссионное масло КПП, с последующей обкаткой силового агрегата в течение 10 часов позволило снизить. предельную температуру пуска с -12°С (по ОСТу) до минус 20°С, при этом снижается нагрузка на электростартерную систему пуска двигателя.
Результаты испытаний карбюраторного двигателя ЗИЛ-130 представлены на рис. 6-9.
Пуск двигателя без применения «Модификатора» производился при температуре воздуха в холодильной камере -15°С (рис. 6).
Рисунок 6 – Фрагменты осциллограмм пуска бензинового двигателя
ЗИЛ-130 без применения «Модификатора» при температуре воздуха -15°С.
Двигатель пустился со второй попытки, при этом скорость прокрутки двигателя стартером составила 90 об/мин, а ток стартера 240А (рис. 6).
После ввода «Модификатора» и обкатки двигателя, его пуск (при температуре -15°С) произошел на первой попытке, при этом частота вращения двигателя стартером составила 110 об/мин при токе стартера 215А (рис. 7).
Рисунок 7 – Фрагменты осциллограмм пуска бензинового двигателя
ЗИЛ-130 после введения «Модификатора» и обкатки при температуре воздуха -15°С.
При температуре -20°С двигатель пустился на второй попытке при частоте вращения двигателя стартером 100 об/мин и величине тока 318-324А (рис. 8).
Рисунок 8 – Фрагменты осциллограмм пуска бензинового двигателя
ЗИЛ-130 после введения «Модификатора» и обкатки при температуре воздуха -20,9°С.
При температуре воздуха -25°С (масло и электролит аккумуляторных батарей – -22°,8С и -23°С соответственно) двигатель пустился со второй попытки при частоте вращения двигателя стартером 80-84 об/мин и величине тока 360-372А (рис. 9). При дальнейшем снижении температур двигатель не пустился.
Рисунок 9 – Фрагменты осциллограмм пуска бензинового двигателя
ЗИЛ-130 после введения «Модификатора» и обкатки при температуре воздуха -25°С.
Введение «Модификатора» в масло (две упаковки в двигатель и две в КПП) силового агрегата с карбюраторным двигателем ЗИЛ-130 позволило снизить предельную температуру пуска двигателя до - 23°С (по инструкции на автомобиль ЗИЛ-130 ниже температуры -15°С рекомендуется использовать предпусковой подогреватель).
Введение «Модификатора» в силовые агрегаты с дизельным и карбюраторным двигателем дает возможность улучшить их пусковые качества, очевидно за счет снижения момента сопротивления проворачивания двигателя стартером и повышения пусковых оборотов (момент сопротивления в процессе экспериментов не измерялся).